|
|
Рынок ноутбуков 2006: интернет-ритейл.
Начало
Существует множество различных маркетинговых агентств, которые с радостью возьмутся за большие или не очень деньги оценить и описать рынок ноутбуков в России. В зависимости от уплаченной суммы к анализу оценок ведущих агентств (IDC, etc) будут добавлены оценки экспертов, вендоров, крупных участников рынка, все это дело будет умелым (или не очень) способом агрегировано и отдано заказчику. Если попросить оценить розничный рынок, сразу треть желающих отвалится – ибо сложно. Нужно уже собирать данные не только у вендоров и крупнейших дистрибьюторов, но и у крупных и не очень розничных игроков. А последние, как показывает практика, делятся данными не очень охотно. Ну и, наконец, если попросить оценить консьюмерский рынок ноутбуков в Интернете, то, скорее всего, желающих сделать это за разумные деньги не найдется. Аргументы этому будут очевидны:
по общему мнению доля этого сегмента рынка в России слишком мала в структуре общих продаж ноутбуков;
нет общедоступных методик оценки интернет-ритейлерских направлений;
на рынке нет ритейлерских брендов, мнениями которых можно было бы попользоваться как к палочкой-выручалочкой;
количество участников рынка велико, их «бизнес-качество» и прозрачность очень-очень малы.
Вот и получается, что рынок вроде как есть, но никто не знает, что и как с ним делать. А неизвестность пугает. Причем пугает не только маркетинговые агентства, но и дистрибьюторов, и вендоров. Большинство из последних вообще пробирает дрожь, когда они слышат что-то про интернет-магазины. Обобщив мнения представительств (а пообщались мы со всеми более или менее крупными игроками) об интернет-ритейле, можно описать российский рынок ноутбуков в Интернете так: «Это просто тихий ужас. Там половина жуликов, половина демпингерев, которые работают за 30$ прибыли с коробки. Контролировать их невозможно, ибо нет методов воздействия. Общаться тоже неясно с кем и как – все они сидят на квартирах. Текучка игроков у них гигантская. Никакой стабильности. В общем, гады они там, в Интернете – демпингуют не по-детски и не дают нормальным игрокам деньги зарабатывать!! То ли дело Эльдорадо!! Одно радует – все равно ничего они продают – от силы 1-2% от всей розницы!». А на соображения о том, что рынок развивается, что появляются серьезные игроки, что не все так плохо, что для интернет-ритейлеров нужно вырабатывать свою систему отношений реагируют мыслью: «А на кой нам это надо – доля рынка в 1-2% нам не интересна».
Все это подвигло нас к правильной мысли – нужно попросить наш маркетинговый отдел оценить розничный интернет-рынок ноутбуков. Оценить качественно и количественно. Ибо так жить дальше нельзя. Если кто-то в силу близорукости не видит звездного неба, то это не значит, что его не существует. В настоящем исследовании мы проведем экспресс-оценку данного рынка, описав его по следующей схеме:
Качественно
Ключевые характеристики рынка, влияющие на его развитие
Почему в интернете продают «дешево»?
Что было за год хорошего и плохого в развитии:
С точки зрения инфраструктуры и игроков
С точки зрения внешней среды
Количественно
Как считать рынок?
Объемы и тенденции в разных выражениях
Ритейлеры: количетво, качество
Куда идем мы с пятачком или что нужно сделать, чтобы стало еще лучше
Ключевые характеристики рынка ноутбуков в Интернете
Итак, что же в нем такого особенного в интернет-ритейле ноутбуков? Ну, во-первых, и это характерно для любого массового консьюмерского направления интернет-торговли, указанный рынок является почти совершенным. Вспомним экономическую теорию и определение совершенной конкуренции: отсутствие входных барьеров, много продавцов, много покупателей, абсолютная информационная прозрачность. Все это вполне применимо к рынку ноутбуков в интернете. Барьеры отсутствуют как таковые: стоимость входа на рынок при должном подходе измеряется цифрой в 20 тысяч долларов. А при желании и того меньше. Количество интернет-магазинов, предлагающих ноутбуки превышает 400, покупателей.. покупателей много, ну и самый-самый важный атрибут, которого недостает многим рынкам до совершенства – информационная прозрачность. Всевозможные каталоги товарных предложений типа Yandex.Маркета, Рамблер.Покупок, Прайс.ру делают для покупателя доступными на расстоянии одного клика предложения 95% участников рынка.
Во-вторых, исследуемый рынок имеет почти «премиального» покупателя. Ибо:
он осознал всю полезность и необходимость мобильности в нашей жизни, а значит человек он как минимум, относительно «продвинутый»;
он решил купить ноутбук в Интернете, а значит, он знает, как сэкономить время и деньги. Получается, что мы имеем образованного, продвинутого и т.д. и т.п. человека. Далеко не каждый молодой рынок может похвастаться таким клиентом.
В-третьих, рынок очень тяжело поддается регулированию со стороны госорганов – они просто не знают, как к нему подступиться (и это хорошо), но с другой стороны сильно зависит от работы таможни, чьи порядки работы оставляют желать лучшего.
В-четвертых, рынок очень молодой и неразвитый, что в совокупности с перспективами мобильных компьютеров в целом позволяет говорить о его безоблачном будущем. Однако молодость имеет и «негативные» моменты – на рынке нет специалистов, которые знают как растить интернет-ритейлерский бренд, у консультантов нет опыта отладки бизнес-процессов, инфраструктура в общем оставляет пока желать лучшего.
В-пятых, рынок отличается низкой рентабельностью.
Складывается очень интересная картина рынок молодой, рынок растет стремительно, а заработать на нем тяжело.. почему? Потому что в Интернете все продают дешево. Именно за это и не любят интернет-ритейл Асус, Сони и т.д. Встает резонный вопрос – почему в Интернете очень много игроков продают ноутбуки с маржой в 30$. Оказывается, это обусловлено не прихотью игроков, а описанными выше ключевыми характеристиками самого рынка. В виду того, что барьеров на вход никаких нет, да и «модно» это сейчас – продавать ноутбуки в Интернете (на каждом углу трубят про двукратный годовой рост) – откусить кусочек лакомого на первый взгляд пирога пытаются множество мелких конторок: влезть в обычную розницу тяжело (затраты на открытие магазина несопоставимы с открытием интернет-магазина). Написать интернет-магазин легко – этот этап с тем или иным успехом проходят все. А дальше нужно как-то продавать ноутбуки. В виду опять же «совершенности» и молодости рынка (информационной прозрачности, отсутствию действующих ритейлерских брендов) решающим фактором в продажах является цена (все мы помним курс микроэкономики и положение о том, что понижение цены на совершенном рынке гарантирует бесконечный спрос). Вот и действуют новые игроки по схеме: упали продажи – нужно понизить цену. Логика железная. Имеет под собой фундаментальную научную основу. А дальше все просто. Понизили одни – продажи у них выросли. У других упали. Они тоже понизили цены. У первых упали. И так по кругу. Не понизишь цену – не продашь. Но ведь и деньги то как-то зарабатывать надо.. А раз падает маржа, нужно понизить расходы. Т.е. вместо офиса снять квартиру, вместо опытных сейлзов нанять студентов ну и т.д. Имеем картину типичного интернет-магазина, коих подавляющее большинство. Одни разоряются – на их место приходят другие, соблазнившиеся «легким» хлебом. Спрашивается – неужели все так плохо? Неужели молодость и совершенность рынка заведомо обуславливают его низкую рентабельность. Ведь в отсутствии сильных ритейлерских брендов покупатель среди сотен предложений ищет обычно именно цену… Все так да не совсем. Вся фишка в том, что продается на рынке ноутбуков в Интернете. Если ограничится ноутбуком как таковым – то рынок обречен работать за 30$ с коробки. Но ведь в «правильном» интернет-магазине продается не только ноутбук. Продается продукт, который включает весь процесс покупки целиком: качественный удобный сайт, грамотный вежливый консультант, куча всяких смс-сервисов сопровождения, точная оперативная доставка, ну и конечно сам ноутбук. А что нашему «премиальному» клиенту важнее: просто коробка, с нервами, проблемами с гарантией, доставкой в +/- 2 дня или все-таки качественная безпроблемная продажа целиком? Пессимисты твердо скажут: «Цена и только цена. Ноутбук везде одинаков!». Однако это не совсем так. Не будем спорить – есть в интернете покупатели, ищущие только цену – это железные клиенты магазинов из прайс.ру. Но по нашим данным цена является критическим фактором лишь для 31% наших посетителей. Т.е. более 2/3 готовы платить за тот самый комплексный продукт! Эти покупатели готовы заплатить и 50, и 100, и 150$ extra за качество, сервис.. за брэнд иными словами ). Вот только осознают это очень малое количество интернет-магазинов. А те, кто осознают – не знают, как в условиях жесточайшей конкуренции вырастить этот бренд, который будет включать в себя и хорошую торговую марку, и качественные бизнес-процессы, и лояльность клиентов. Точнее может и догадываются, но когда пытаются претворить догадки в жизнь сталкиваются с тем, что в России просто нет специалистов, которые могут это сделать. Рынок то молодой.. Причем оная проблема одинаково остро стоит и для проектов с хроническим безденежьем, и для проектов с нормальным финансированием (достаточно посмотреть, как тратятся бюджеты проекта neotorg.ru). Вот и получается, что низы не могут, верхи хотят, но тоже не могут. Вендоры, конечно, могли бы внести свою очень вескую лепту в процесс становления рынка – для этого достаточно разработать политику поощрения (ребейтами и авторизацией) ритейлеров, идущих верным путем, и наказания нерадивых… Но.. но неинтересен им рынок.. мал он по их ошибочным оценкам (ниже мы покажем, что он соооовсем не мал). Вот и получается замкнутый круг. Но не все так плохо. Пройдет один-два года, встанут на ноги 3-4 ритейлерских бренда (вся проблема в том – как оные вырастить.. опыта то в России ни у кого нет), которые будут конкурировать на уровне качества, а не цены, оттянув на себя те самые «вкусные» 2/3 хороших клиентов, и станет рынок интересен и вендорам, и инвесторам. А пока действительно удается продавать ноутбуки за 8-9% маржи и при этом демонстрировать постоянный рост лишь единицам – думается именно они и станут в дальнейшем теми 3-4 счастливчиками, кто поделит наиболее лакомые куски цивилизованного развитого рынка ноутбуков в Интернете.
Инфраструктура и внешняя среда
Перед тем, как перейти к количественным оценкам рынка, всяким графикам, таблицам и т.д. оценим различные качественные изменения ритейлерского рынка ноутбуков за прошедший год, которые в большей или меньшей степени повлияли на его развитие.
Глянув на инфраструктуру беглым взглядом, изменений можно и не заметить, но если присмотреться, то станет видно, что наиболее известные контент-проекты, каталоги товарных предложений предложили своим пользователям сервисы по оценке ритейлеров. Яндекс-Маркет выкатил сервис «Любимые магазины», Прайс.ру стал рисовать звездочки наиболее «честным» продавцам (хоть и создается ощущение, что рисуются они рэндомом, но начинание благое), ixbt.com, известный своим форумом, начал проект rating.ixbt.com, который предлагает пользователям комплексно оценить того или иного ритейлера. Всеми любимая, но мало кем знаемая, и непонятно зачем существующая ассоциация НАУЭТ решила продвинуть в российский интернет-ритейл западный бренд trusted shops в виде проекта safeshopping.ru – вот только полгода воз и ныне там – как не было на сайте никакой активности, так и нет. Все вышесказанное лишь подтверждает, что в скором времени (годика через два, если запал не пропадет) на рынке прозрачными будут не только цены, но и бизнес-качество ритейлеров.
А еще за прошедший год на 30% выросла стоимость покупателя на означенном рынке. Обусловлено это тем, что проект Price.ru повысил цены в 2 раза, проект Яндекс.Маркет ввел аукционную систему оплаты кликов, что повысило среднюю стоимость перехода при сохранении трафика примерно в 1.7 раза, игроки освоили рынок контекстной рекламы (один неоторг с 80.000$ месячного бюджета на контекст чего стоит).
Порадовало, что банки причесали выдачу потребительских кредитов. Получить кредит благонадежному москвичу теперь очень просто. Неблагонадежному – сложно. Надеемся на развитие кредитования регионов – это послужит хорошим подспорьем развитию ноутбучного рынка в Интернете.
На фоне того, что в 2006 году вендоры окончательно признали Россию как состоявшийся рынок ноутбуков, с некоторыми из них удалось начать диалог о признании интернет-ритейла как самостоятельной и полноценной его части. Думается в будущем году это выльется в 1-2 осмысленные программы поддержки правильных интернет-магазинов. Интересно, кто из производителей будет первым?
Продолжая разговор о вендорах, стоит пару слов сказать (про доли, объемы отрапортует куча агентств) об изменении за этот год их привлекательности со стороны ритейлера, а не покупателя. Что есть привлекательность для ритейлера: надежность аппаратов, их маржевость, система общения с дилерами второго уровня и их поощрения. Наиболее харизматичен здесь Acer. На фоне того, что компания просто давит рынок ценами, выстроить хорошую систему общения с дилерами второго уровня им до сих пор не удалось. Количество сервисов по России по прежнему = 1 (!!!) (а про качество этого сервиса лучше вообще помолчать…), а уровень рекламаций по новым машинам в первые 2 недели после продажи по-прежнему никак не ниже 5%.. Положительным моментом можно считать разработку и формализацию процедуры возврата представительству машины, сломавшейся в первые 2 недели. Хоть и есть на этом пути много трудностей, но главное что указанная возможность есть. Заработать на ноутбуках Асер в Интеренте сложно. Разве что закупать их полетами и жить на ребейтах. Хотя даже так сложно.. ибо обычно 5% брак. А пока за них вернут деньги – пройдет месяц.. а то и два. Но при всем при этом Acer, под давлением рекламы, любят клиенты. Хоть любят всего один раз, но любят. И это главное.
Asus как всегда консервативен. За прошедший год не изменилось почти ничего (разве что руководство представительства поменялось). Ноутбуки хорошие, качественные, любимые народом. Сервис тоже на должном уровне. Представительство разве что немного недорабатывает, зациклившись вокруг понятия RRP (рекомендованных розничных цен). Если бы им немного добавить (совсем чуть-чуть) либерализма по отношению к интернет-ритейлу, немного прибавить в работе с каналами 2ого уровня - это был бы лучший бренд с точки зрения ритейлера. Хотя Эльдорадо и так, наверное, довольно. Но ведь величие великого человека обнаруживается в том, как он общается с маленькими людьми, говорил один философ.
IBM стал Lenovo и немного пожелтел. Ноутбуки сталь чуть менее качественными, бюрократии стало чуть больше, ребейты стали платиться на 2 месяца дольше, чем было у IBM. Оно все и так ничего, запас положительных эмоций от общения с IBM огромный! Но очень бы хотелось, чтобы китайская Lenovo не разбазарила его. Особенно пожелаем ей сохранить качество бренда ThinkPad. Его знают и любят клиенты, его знают и любят ритейлеры.
Fujitsu-Siemens продолжает гнуть свою правильную линию. Потихоньку улучшают качество аппаратов, понемногу улучшают обслуживание, помаленьку улучшают работу с дилерами. Правильной дорогой идете – товарищи! Единственная ложка дегтя – по-прежнему малопотребное качество серии Amilo.
Toshiba в этом году потратила кучу денег на восстановление своего поруганного бренда. И ей это отчасти удалось. Со стороны клиента вообще все хорошо, но вот со стороны ритейлеров… Сервис очень своенравен и на сторону клиента станет лишь в очевидных случаях – если будет возможность к чему-нибудь прицепится – прицепятся. У Леново, к слову, все наоборот. Если есть хоть какая-то возможность встать на сторону клиента – встанут именно на его сторону. Представительство занимает позицию: «Сервису виднее. Дилеру и клиенту мы не верим – верим только сервису».. Одно радует – качество лучше, чем у Acer’а. Но в единичных конфликтах рассчитывать на поддержку представительства не стоит. Что несколько удивило на фоне общего развития этого вендора. Ну и выстроить систему ребейтов обещают уже год. До сих пор ничего не выстроили.
Sony – хороший бренд. Всем рекомендуем. Не ломаетя – проверено. А если ломается – представительство тоже можно сломать ). Vaio стоит своих денег. За 2 года был только 1 конфликт, и тот в итоге был решен через представительство. Хотя при этом Sony принципиально не платит ребейтов. Ну да это и не нужно – сони – очень маржевый бренд.
Apple – чем то похож на Sony. Хотя.. нет.. ни на кого не похож. Макбук – это макбук. Этим все сказано. Отрадно, что, наконец то, представительство начало предпринимать шаги для продвижения их в массы. Настораживает только зацикленность на некоторых рудиментарных категориях, типа RRP.
HP Compaq… сложно с ними общаться. Они большие, забюрократизированные.. Они единственные, с кем чрезвычайно сложно найти общий язык.
Существенным моментом развития инфраструктуры является доступность Интернета для населения, которая, согласно отчетам ведущих агентств, увеличивается день ото дня. Согласно последним данным 26% аудитории Москвы пользуются дома модемом. Остальные перешли на пользование теми или иными видами высокоскоростного доступа. Все это естественным образом сказалось на росте аудитории компьютерного сегмента интернет-ритейла, который по нашим оценкам (с использование оценок SpyLog) составил 30%.
Не смотря на увеличение на 30% стоимости доставки в регионы в этом году существенно улучшилась их транспортная доступность. В купе с увеличением интернетизации отдаленных от Москвы уголков страны это вылилось в изменение структуры отгрузок на ноутбучном рынке в Интернете.
Внешние факторы в прошедшем году на рынок влияли. Среди главных стоит выделить рост экономического благосостояния народа нашей страны и работу таможенных органов. Если первый крайне благоприятно отразился на рынке, то второй.. По нашим оценкам благодаря работе ФТС в период конец сентября-октябрь-ноября рынок недосчитался порядка 7-8% годового роста. Непосвященный скажет: «Ничего страшного, это они борются с контрабандой»! Но вот что удивительно – бороться с контрабандой начинают исключительно в 4ом квартале (самом хлебном для рынка) и как-то очень избирательно. Например, как возились ноутбуки Acer килотоннами, так и продолжали возиться.. Отговорки про «белое» растаможевание у специалистов вызывали лишь улыбки. У некоторых дистрибьюторов поставки встали на эти 2.5 месяца «мертво», а некоторым удавалось протаскивать партии. Как-то в прессе мелькала оценка работы ФТС по компьютерному направлению, которая сводилась к тому, что в виду массовости импортеров, незнанию специфика рынка, подковерным интересам на границе таможня не установила до сих пор единых правил игры. Т.е. одна партия однотипного товара продается аффилированными лицами (читай, конфискант), вторая таможится за 15%, третья за 25% и т.д. По собственным наблюдениям кризисы на таможне случаются стабильно 2 раза в год. Сильный и длинный – обычно в 4ом квартале, и средней тяжести – в произвольное время с 1ого по 3ий квартал. По состоянию на январь 2007 таможня «едет». Готовимся к первому кризису в надеже на то, что его не будет…
И все-таки - сколько?
Теперь перейдем к количественным оценкам рынка. Стоит задача: оценить снизу объем рынка интернет-ритейла в части ноутбуков. Сразу озвучим методику, с помощью которой мы собираемся его оценивать. Любой розничный рынок в интернете хорош тем, что с некоторой, достаточно большой степенью достоверности мы можем оценить его аудиторию. Можно попросить эти данные, в SpyLoge, например. А можно просто неделю мониторить показатели счетчиков посещаемости, установленных на сайтах 90% магазинов сектора. Мы пошли вторым путем.
Итак, по оценкам маркетингового отдела компании у UTINET>RU насчитывается порядка 400 конкурентов. Больших, средних, маленьких.. по большей части, правда, маленьких и слабоконкурентопригодных. Их общая среднедневная посещаемость по состоянию на середину января составляет 65000 посетителей. Здесь стоит оговорится, что это именно посещаемость тех частей сайта, которые имеют отношение к ноутбукам, ибо на рынке есть игроки с посещаемость до 20000 человек в день, но доля ноутбуков в их общем ассортименте составляет 1.5%. Кроме того, тут же многие начнут махать руками и кричать про пересечения аудитории. Да, никто не спорит – пересечение есть и оно большое. Но! У нас не стоит задача оценить количество уникальных посетителей сегмента. Мы должны подсчитать именно суммарную посещаемость всех его участников.
Далее обратимся к такой категории, как Convertion Rate или, говоря по-русски, конверсии. Данный показатель оценивает, какая часть посетителей сайта интернет-магазина в итоге совершает покупку. По оценкам UTINET>RU, основанным на простейших сопоставлениях стоимости посетителя из основных трафикогенераторов (Price.ru, Yandex.Market, поисковые системы, контекстная реклама), минимальных удельных коммерческих расходах и марже, которую зарабатывают игроки (благо закупочные цены на рынке не являются тайной, а розничные цены все естественно публикуют на сайтах) на одном покупателе, конечная конверсия в сегменте ноутбуков никак не меньше 0.5%. Т.е. не менее 5 человек из 1000 посетителей совершают покупку. В ином случае магазин просто будет работать в убыток. Очевидно, что у ведущих игроков эта цифра несколько выше. Однако по нашим данным, полученным в результате общения с некоторыми более или менее серьезными конкурентами, она ни у кого не превышает 1% на длительных периодах. Таким образом, зная суммарную посещаемость сектора (а не уникальную!), его «отраслевую» конверсию можно легко рассчитать количество совершаемых покупок. В нашем случае с учетом того, что посещаемость в выходные дни несколько ниже, чем в рабочие, рабочих дней в январе несколько меньше чем обычно и того, что средняя конверсия на рынке несколько выше минимальной, можно говорить о том, что в месяц в Интернете по состоянию на январь совершается порядка 9500 покупок. Рассуждение о том, что 2 и более ноутбуков в одни руки за одну покупку розницу в Интернете почти не продается, позволяет говорить о том, что в январе объем продаж в штучном выражении составит 9500 штук. Наиболее оптимистичная оценка общего январского рынка (по агрегированным данным от Asus, Toshiba, IDC, дистрибьюторов) составляет 100000 штук. Получается, что оценка снизу доли ноутбучного интернет-ритейла – 9.5%. Что сильно больше 1-2%, которые дают вендоры. На самом деле, ошибку их оценок легко понять, взглянув на методику подсчета. Там оценивается просто – запрашиваются данные от дистрибуторов. А знают ли дистрибуторы, кому они продают. Ответ очевиден – не знают. У них по бумагам проходит не UTINET>RU, а ООО «ГлавИнформСистема».. и так в 90% случаев. На прямой вопрос: «А сколько у вас покупают интернет-магазины?», - они отвечают: «Не знаем. Они же не говорят что они интернет-магазины». Вот вам и 1-2%. Если же копнуть глубже (а мы обязательно копнем) и оценить моменты оставшиеся без внимания (более точно оценить конверсию, и т.д.) то цифра 9.5% благополучно трансформируется по нашим оценкам в 12-15%. А если учесть, розница – это примерно 50% от всего рынка, 50% уже розничного рынка географически сосредоточено в Москве, а 80% интернет-ритейла – это тоже Москва, то получится, что 30% московского розничного рынка ноутбуков принадлежит интернет-ритейлу!! Нехиленько так…
Теперь попытаемся оценить развитие рынка с точки зрения его участников. А именно, нашей задачей будет оценить хотя бы половину из 400 магазинов на предмет их дееспособности. Оценку постараемся провести не взглядом изнутри, и взглядом пользователя. Т.е. будем оценивать такие общедоступные параметры как дизайн, наличие сервисов поиска, глубину ассортимента, посещаемость, ТИц. Иными словами мы проведем экспресс-оценку конкурентоспособности этих участников.
Окончательную количественную оценку конкурентоспособности будем вычислять по следующей хитрой формуле, заточенной под ноутбучный интернет-ритейл:
Тут,
CMR – уровень конкурентоспособности,
ТИц – тематический ИЦ (э – эталонный по отрасли),
Vis – среднедневная посещаемость (э – эталонная),
A – глубина ассортимента ноутбуков (э – эталоннная)
Rdes – субъективная оценка дизайна,
Rsearch – субъективная оценка поиска,
Ruser – можно ли заводить аккаунты,
Rsort – можно ли сортировать товары в каталоге,
Rsort – субъективная оценка удобства сравнения.
В качестве эталонных мы возьмем следующие значения: индекс цитирования – 500 (меньше иметь стыдно нормальному магазину), посещаемость – 1000 (меньше опять же для серьезного магазина является неудовлетворительной цифрой), глубину ассортимента – 350 (именно столько разных ноутбуков по нашему мнению в каждый момент времени являются наиболее актуальными).
Среди первой пятерки 3 интернет-магазина (Ultra, Nix, OLDI) принадлежат ведущим розничным игрокам компьютерного рынка в целом, один магазин – ozon.ru – ведущий российский интернет-гипермаркет, заработавший имя на продаже книг и дисков, и один – UTINET>RU – специализирующийся только на ноутбуках интернет-магазин, возраст которого всего 3 года. Тенденция налицо – среди лидеров 80% - это сложившиеся взрослые бренды, вошедшие на рынок именно за счет построенного ранее на других рынках бренда, и лишь 20% - крайне молодой развивающийся непосредственно на данном рынке бренд. Среди ближайшей группы преследования (места с 6 по 15) уже 60% «чистые» интернет-проекты из которых 2/3 оперирует преимущественно на рынке ноутбуков, оставшиеся 40% - это снова любые всеми розничные сети «Ф-центр», «Ион», «Санрайз», «21 Век». Если взглянуть на всю первую тридцатку целиком, то 43% - это интернет-проекты, выросшие на базе обычной розницы и 57% - изначальные интернет-проекты, из которых 2/3 специализируются на продаже ноутбуков. Т.е. в первой тридцатке 30% более или менее специализированных на продаже ноутбуков интернет-магазинов. Много это или мало – пока судить сложно, .. скорее всего все же мало, ибо всего лишь каждый третий относительно серьезный игрок имеет специализированные бизнес-процессы. А это наверняка не самым положительным образом сказывается на качестве всех составляющих процесса покупки.
Так же стоит отметить, что первая пятерка лидеров имеет сильно большую конкурентоспособность перед преследователями – отрыв 5ого от 6ого места более чем двукратен. Все это позволяет говорить о том, что в ближайшее время наиболее правильно стратегией развития игрока на данном рынке будет взращивание специализированных брендов. Игрокам, которым это удастся, обеспечено благополучное существование в течение ближайшей пятилетки. Ритейлеры, которые по-прежнему будут считать, что их главное конкурентное преимущество – цена, обречены на быстрое или не очень уменьшение долей.. Но, к сожалению, это перспектива не ближайшего года.
...
|
|